ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ
ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ (мед.-сан. обслуживание). В СССР сеть ж. д. имеет протяженность 74.656 км (1928 г.). В административном и хозяйственном отношениях сеть разбита на 26 отдельных дорог,ведущих свое отдельное хозяйство и управляемых отдельными правлениями дорог, но объединенных в работе единым для всего Союза Народным комиссариатом путей сообщения. Железнодорожное хозяйство включает в себя не только жел.-дор. пути со всеми устройствами, путевые и станционные здания и подвижной состав, но и ряд вспомогательных отраслей, начиная с ж.-д. мастерских и кончая крупными заводами (паровозо- и вагоностроительными, шпалопропиточными и др.). Сюда же присоединяются и жилые здания для рабочих и служащих. Все транспортное хозяйство обслуживается 1.139.000 рабочих и служащих, составляющих вместе со своими семьями так наз. «транспортное население», которое в 1927 г. в СССР было равно 3,5 млн. человек. — В мед.-санитарном отношении ж. д., пассажиры и транспортное население обслуживаются 26 дорожными отделами здравоохранения, подчиненными наркомздравам, в составе которых имеются мед .-сан. управления путей сообщения (или соответствующие им другие транспортные ячейки). С здравотделами областных, губернских и окружных исполкомов дорожные здравотделы увязывают свою работу на основании особого постановления СНК от 23/III 1927 г. В дальнейшем намечено постепенное объединение тех и других здравотделов. Бюджет транспортных здравотделов в 1927/28 г.равнялся 42млн. р., из них 5,6% по госбюджету, 9,1% из средств НКПС, Совторгфлота и др. хоз. органов и 85,3% из страх, фонда леч. помощи. Леч. помощь оказывается в 1.742 врачебных кабинетах (1927—28) и на 12.300 больничных койках (3,5 койки на 1.000 населения). Зубоврачебную помощь оказывают 611 зубоврачебных кабинетов. Фельдшерских пунктов имеется 70. Санитарная организация состоит из 185 сан. районов (1 район на 302 км и на 19.000 населения). Из подсобных учреждений имеется 52 сан.-гиг. лаборатории и 122 дезинфекционных отряда. Борьба с малярией ведется 20 малярийными станциями, борьба с соц. б-нями—24 туб. диспансерами и 12 вен. диспансерами. Для изоляции больных, снятых с поездов, имеется 20 изоляционно-пропускных пунктов, кроме изоляции служащих и для санитарной обработки переселенческих, воинских и других групп, для чего пункты снабжены банями пропускного типа и дезинфекционными камерами. Для перевозки б-ных в б-цы служат сан. вагоны (см. Вагон), специально оборудованные для этой цели. Охрана материнства и младенчества осуществляется 104 детскими и женскими консультациями, 55 яслями и 1.262 родильными койками. Охрана здоровья детей и подростков обеспечивается 400 врачами 03 Д, 17 детскими профилактическими амбулаториями и сетью педологических кабинетов. Изучение и борьба с проф. заболеваемостью ведется Центральной лабораторией по изучению проф. заболеваемости на транспорте (в Москве) и 6 периферическими психо-физиологическими лабораториями (проф. диспансерами). Широко применяются подвижные установки (в вагонах), к-рые дополняют работу стационарных учреждений, посещая более мелкие промежуточные и отдаленные пункты; таковы: вагоны-зубоврачебные амбулатории, подвижные детские консультации, вагоны-дезинфекционные камеры, вагоны-лаборатории (сан.-гиг. и бактериологические), подвижные малярийные станции, «чумные поезда» или вагоны (в районах, находящихся под угрозой чумных эпидемий), вагоны-выставки сан. просвещения, вагоны-бани и изоляторы и упомянутые выше сан. вагоны (всего свыше 600 вагонов). Для охраны границ от заноса эпидемий из других государств имеются пограничные врачебно-наблюда-тельные пункты с пропускной системой (бани, дезинфекционные камеры, изоляторы), их—три (кроме морских врачебно-наблю-дательных станций). Перевозка заразных больных, прокаженных, душевнобольных и укушенных бешеными животными регулируется особыми правилами. Сан. надзор (текущий и предупредительный) проводится районными сан. врачами, жилищно-санитар-ными и санитарно-пищевыми врачами. Надзор за перевозкой пищевых грузов осуществляется последними совместно с ветеринарными врачами транспорта (см. Грузы скоропортящиеся). Дезинфекция и дезинсекция пассажирских вагонов (см. Дезинфекция) и вокзалов, служебных и жилых помещений производится дезинфекционными отрядами в крупных узлах во главе со специальными врачами), механическая очистка и уборка их—соответствующими службами транспорта, а дезинфекция товарных вагонов после перевозки скота—ветеринарно-промывочны-ми станциями НКЗема. Вся указанная работа и деятельность сан. работников регулируется на основе постановления СНК о санитарных органах (7/VIII 1928) особыми положениями, приказами и инструкциями НКЗдр. и НКПС. Основные вопросы строительства и мед.-сан. дела прорабатываются на всесоюзных и дорожных съездах врачей транспорта. Всесоюзных съездов сан. врачей транспорта было четыре: I—в Москве в 1923 году, II—в Ленинграде в 1924 г., III— в Тифлисе в 1925 г. и IV—в Ленинграде в 1928 г. Такие съезды были и в дореволюционное время (1898, 1900, 1902). Съездов транспортных отделов здравоохр. было 3 (в 1922—1924 гг. в Москве). (Проф. вредности железнодорожников—см. Транспортники.) Лит.: Анастасьев Н., Общие типы инвалидности и смертности профессионального железнодорожного населения, Гиг. и эпад., 1927, JA 3 и 9; Вырубов А., К вопросу о несчастных случаях на железных дорогах, Обществ.-сап. обозр., 1896, № 19; Казанский С, Санитарное дело на транспорте, Гигиена и санитария путей сообщения, 1923, Ш 3—4; он же, Основные изменения в жизни и деятельности транспортной организации, Труды III Всесоюзного съезда санитарных врачей транспорта, М., 1926; он же, Инфекционная заболеваемость на железнодорожном транспорте за 1S25 г., Гиг. и эпид., 1927, № 1; он же. Жилищные условия на железнодорожном транспорте, ibid., 1927, № 2; он ш е, Водоснабжение на железных дорогах, ibid., 1927, № 7; о н же, Санитарная организация на транспорте за 10 лет, ibid., 1927, № 10; он же, Инфекционная заболеваемость на путях сообщения РСФСР в 1926 г., ibid., 1927, № 12; К а а а н с к и й С, Лысый А. и Щербаков И..Справочник транспорта. врача, М., 1928;Рафес М., Профессиональный травматизм и туберкулез на русских железных дорогах, М., 1925; Р у д о л ь ф и А., К вопросу о санитарном обслуживании переселенцев, Вести, совр. мед., 1927, № 2; Тракман М., Пять лег работы по медико-санитарному обслуживанию транспорта, Пять лет советской медицины, М., 1923; Шухов иЧеховский, Происшествия на железных дорогах и борьба с ними, М., 1928; Щербаков М., Материалы к плану построения лечебной сети на транспорте РСФСР, М., 1927. Периодические издания.—Вестник железнодорожной медицины и санитарии, СПБ, 1912—17; Гигиена и санитария путей сообщения, М., 1922—25; Гигиена и эпидемиология, М., с 1922 г. (отдел гигиены и санитарии транспорта с 1926 г.).          С. Казанский.

Большая медицинская энциклопедия. 1970.

Смотреть что такое "ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" в других словарях:

  • Железные дороги — ■ Если бы Наполеон имел их в своём распоряжении, он был бы непобедим. ■ Восторгаться изобретением их и говорить: «Я, милостивый государь, собственной персоной был сегодня в городе X., покончил со всеми своими делами, и так далее, и в десять часов …   Лексикон прописных истин

  • Железные дороги — (railways), вид транспорта, используемого для перевозки людей и грузов на большие расстояния. Периодом бурного развития Ж.д. стал 19 в. С 16 в. в Европе на рельсовом пути использовались тележки, приводившиеся в движение человеком или лошадью для… …   Всемирная история

  • Железные дороги — I I. История развития железных дорог. Ж. дорога, в том виде, в каком она существует теперь, изобретена не сразу. Три элемента, ее составляющие, рельсовый путь, перевозочные средства и двигательная сила прошли каждый отдельную стадию развития,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Железные дороги — Макет головного вагона поезда Siemens Velaro RUS на Московском вокзале Санкт Петербурга Железнодорожный транспорт  вид транспорта перевозка грузов и пассажиров на котором, осуществляется по рельсовым путям. Содержание 1 Железная дорога …   Википедия

  • Железные дороги — в Японии являются важнейшим видом транспорта. Первая железнодорожная линия длиной 28 км была открыта в 1872 г. между Симбаси (Токио) и Иокогамой (паровоз был британского производства). В ранний период модернизации в Японию приглашались… …   Вся Япония

  • Железные дороги —         С середины XIX века железные дороги быстро вошли в быт русского народа и получили отражение в литературных произведениях. Строительству первой протяженной железной дороги между Петербургом и Москвой Некрасов посвятил свое известное… …   Энциклопедия русского быта XIX века

  • Железные дороги — 28. Железные дороги 0,3 0,3(0,01) 3. Укладка и разборка пути с применением механизированного инструмента 1,2 0,67(0,03) 0,4 0,36(0,01) 1 0,8(0,05) 8,8 8,8 11. Установка железобетонных раздельных опор и фундаментов с рытьем котлована. Изоляция… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Железные дороги — ЖЕЛѢЗНЫЯ ДОРОГИ. Помимо экономич. значенія для страны, Ж. д. представляютъ важный факторъ воен. могущ ва государства. Ни компл ніе воин. частей въ періодъ мобил ціи, ни соср ченіе арміи, ни продовольствіе соврем. массов. армій немыслимы безъ… …   Военная энциклопедия

  • Железные дороги Туркменистана — Логотип Туркменских жд. Железные дороги Туркменистана (туркм. Türkmənistan Dəmir Yollari)  государственная организация владеющая и управляющая сетью железных дорог в Республике Туркменистан. Общая протяженность железных дорог … …   Википедия

  • Железные дороги Кипра — Карта маршрутов железных дорог Кипра Государственные железные дороги Кипра (CGR) имели ширину колеи 762 мм и действовали на Кипре в период с октября 1905 по декабрь 1951 года. При общей протяженностью 122 км было 39 станций, платформ и… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»